Ключевые слова: дидактика биологии; методика обучения биологии; учебные планы и программы; учебные дисциплины; учебные пособия; методическая подготовка; содержание методической подготовки; будущие учителя биологии.
Аннотация: В статье проанализированы особенности методической подготовки будущих учителей биологии в университетах стран Центральной и Южной Европы на примере Венгрии, Республик Словения, Болгария и Румыния. Раскрыто содержание учебников и учебных пособий в области методики обучения биологии. Определены ведущие ученые-методисты в каждой из стран. Установлено, что венгерские исследователи большое внимание придают мотивации обучения биологии, внедрению проблемного и электронного обучения, использованию сети Интернет. В Республике Словения методическая подготовка предусматривает изучение следующих дисциплин: «Дидактика биологии», «Практикум по дидактике биологии», «Информационно-коммуникационные технологии в биологическом образовании», «Наставничество во внеклассной деятельности» – и педагогическую практику. В Болгарии при подготовке будущих учителей-биологов применяют активное и интерактивное обучение, портфолио, компьютерно-ориентированное обучение, а также обеспечивают преподавание «Методики обучения биологии» и ряда других методически направленных дисциплин. В Румынии при изучении дидактики биологии детально знакомятся с такими вопросами, как проблемное, компьютерное обучение, групповая работа, альтернативные методы оценивания (проекты, портфолио, самооценка), а также роль учителя в формальном и неформальном образовании. Опыт европейских стран требует тщательного анализа, систематизации и обобщения, а также внедрения лучших достижений в отечественном образовании.